Этот многообещающий цифровой фото мир

07.05.2008 Прошедший год для цифрового фото можно назвать переломным. Выпущено более 100 новых моделей. Это на существенно больше, чем год назад. В некоторых странах (Финляндия, Франция, Япония) продажи цифровой техники превысили продажи пленочной в 1,5-2 раза. Основных причин, на наш взгляд, несколько.
Во-первых, заметно снизились цены на цифровую технику. Год назад камера с разрешением в 2 мегапикселя без зум-объектива стоила около 600 долл., теперь за эти деньги продается уже более 3 млн пикселей и хороший зум-объектив. 
Во-вторых, реально ощущается цифровой фотосервис. Всего 6-7 рублей стоит отпечаток с карты памяти во многих фотолабораториях.
Матрица в 2-3 мегапикселя – стандарт рядового пользователя. Фотоаппараты с разрешением в 1,5-2 млн пикселей продаются уже за 250-300 долл. Что касается линейки профессиональных камер со сменной оптикой, то, как сообщил представитель одной из фирм, пожелавший остаться неизвестным, такие “передовики”, как Nikon D1X/H или Canon EOS-1D, только завоевали рынок и пока не собираются сдавать позиций.
Как будет развиваться цифровая фотоиндустрия завтра? Вот краткий, но оптимистический прогноз DL.
Kачество изображения
Тут, по-прежнему, все определяется ПЗС-матрицей. В цифровой камере матрица играет роль фотопленки, но, в отличие от фотопленки, не заменяется. Хотя и здесь возможны перемены: в 2002 г. вполне вероятно появление профессиональной камеры с заменяемой ПЗС-матрицей. Стандартом станут 12-разрядные аналого-цифровые преобразователи, проводящие более тонкую и качественную цветовую градацию.
Длительность светового воздействия на ПЗС-матрицу определяется затвором, преимущественно, электронного типа (в этом случае матрица включается на определенное время, отрабатывая необходимую выдержку). Обычный механический затвор, управляемый электронным процессором (электромеханический тип), будет устанавливаться, в основном, на профессиональные модели.
DL прогнозирует, что в 2002 г. заметно расширится производство дорогих студийных аппаратов. В них по-прежнему будет использоваться так называемая сканирующая матричная головка – линейная ПЗС-матрица с тремя типами светофильтров, движущаяся с небольшим шагом вдоль задней фокальной плоскости объектива. Разрешение достигнет 150-200 мегапикселей, а на регистрацию одного изображения уйдет 5-10 минут. Применять их будут, в основном, для производства крупноформатной рекламы.
Форматы
При оцифровке изображения и записи его на карту памяти действуют два стандартных алгоритма TIFF и JPEG. В 2002 г. вряд ли здесь произойдут революционные изменения. А вот, так называемый, “сырой” формат RAW (своего рода аналог негатива) в профессиональных камерах будет использоваться повсеместно. Увеличится количество кадровых режимов для работы с изображением. Жаль только, что разные фирмы пока не выработали единый стандарт программного обеспечения для работы с RAW.
Видоискатель
Жидкокристаллическим дисплеем сейчас оснащены 90% цифровых фотокамер. Он не только позволяет проконтролировать изображение до того как оно будет записано на карту памяти, но и просмотреть уже отснятые кадры и частично отредактировать их. Во многих камерах он же играет роль панели управления, отображая различные режимы и установки с помощью системы “меню”. Минус один – большое потребление энергии.
Для более оперативной работы в режиме экспозиции камеры оснащают оптическим видоискателем – при съемках против солнца, а также в условиях слабой контрастности и плохой освещенности пользоваться ЖКД неудобно. Видоискатель бывает двух основных типов: телескопический и зеркальный. Первый является атрибутом компактных любительских фотокамер, вторым оборудованы, преимущественно, дорогие профессиональные модели.
Зеркальный видоискатель менее всего искажает изображение. В нем фотограф видит то, что проходит через объектив и, соответственно, что попадет на саму матрицу. Недостаток – он занимает много места и шумно работает. Однако в небольшом по размеру телескопическом видоискателе изображение (особенно, его границы) может быть искажено. Это явление, возникающее из-за несовпадения оптических осей объектива камеры и видоискателя и называющееся параллаксом, существенно затрудняет работу фотографа.
В последнее время появились модели, оснащенные электронным видоискателем – маленьким ЖК-дисплеем (разрешение около 100-220 тыс. пикселей), видимым в окуляре фотокамеры. Параллакс отсутствует, с помощью такого видоискателя удобно управлять контрастом и цветовой насыщенностью, выбирать экспозицию и сюжетную программу. Да и энергозатраты существенно ниже.
DL прогнозирует рост в 2002 г. числа новых моделей со встроенным электронным видоискателем.
Оптика
До недавнего времени в линейке “профессиональных” находились, в основном, зеркальные фотоаппараты, допускающие использование высококачественной сменной оптики. Цифровой фотомир сломал эти устои. Часто на первый план выходит способность камеры быть более мобильной, обладая при этом достаточным разрешением. Наличие сменной оптики здесь не главное, хотя сам объектив должен обладать хорошими оптическими свойствами – большой светосилой и возможностью изменять фокусное расстояние в широких пределах.
Не стоит забывать и то, что из-за разницы в размерах матрицы и пленочного кадра фокусное расстояние объективов следует пересчитывать. Так, для матрицы размером 2/3 дюйма объектив с фокусным расстоянием в 28-мм будет работать аналогично штатному 50-мм объективу малоформатной камеры. Это, в свое время, снизило затраты на производство объективов той же светосилы, которые, ко всему прочему, прилично уменьшились. В ближайшее время ожидается появление компактных объективов с 7-10х оптическим зумом; стало быть, больше профессиональных моделей будет иметь несменную оптику.
Хорошим примером служит фотокамера Minolta DIMAGE 7 с разрешением 5,24 млн. пикселей и 7х (!) оптическим зумом (28-200 мм в стандартном 35-мм эквиваленте). А имеющийся 2х цифровой зум не кажется таким уж необходимым. Камера оснащена электронным гипервидоискателем, обеспечивающим гибкое, интуитивно понятное управление. Цена – 1400 долл.
Баланс белого
Баланс белого – одна из самых модных характеристик. Что же это такое? Известно, что цветовые составляющие белого света имеют разную интенсивность в зависимости от условий съемки. Например, в солнечный полдень в белом свете будет преобладать синяя составляющая, а при закате – красная. Доказано: если при данном освещении белый цвет не искажается, то и за другие цвета можно не беспокоиться. Регулируя баланс белого (вручную или автоматически – какой аппарат, как умеет) вы меняете чувствительность ячеек. После такой процедуры цифровая фотосистема сама скорректирует вклад каждой спектральной составляющей в общий световой поток. В результате цвета максимально приблизятся к реальности. Так что, если не хотите, чтобы ваша теща внезапно позеленела на фоне собранного ей урожая синих яблок, будьте внимательны. Хотя, по прогнозу DL, большинство произведенных в 2002 г. цифровиков (и не только профессиональных) будут иметь установку баланса белого.
Карты памяти
По нашему мнению, лидирующие позиции останутся за уже хорошо известными стандартами CompactFlash, SmartMedia, MemoryStick, а так же жестким диском IBM Microdrive. Карты CompactFlash будут, по-видимому, наиболее популярны. Особенно Type II – слишком много цифровых устройств оперируют именно с ними. Заметно увеличится емкость (по нашим прогнозам, до 0,5-1 Гбайт) и сократится время обращения. Что касается самых тонких карт памяти MemoryStick, то многие компактные камеры (не только фирмы Sony) уже стали с ним “дружить”.
Интерфейс
Теперь общение с компьютером. О набивших оскомину последовательных и параллельных портах ввода данных говорить не буду. Ликбез какой-то получится. А вот о USB-порте и порте IEEE 1394 (Firewire) упомяну. Они есть практически во всех современных типах компьютеров (часто даже не в единственном числе). Скорость передачи информации через них очень высока. Так, для USB-порта она равна 1,5-12 Мбайт/сек, а в случае с IEEE 1394 и того больше – 25 Мбайт/сек. Так что все ваши 1500 снимков окажутся в компьютере уже через несколько секунд.
Можно с уверенностью сказать, что для большинства моделей 2002 г. связь через USB-порт станет стандартной, а профессиональные камеры, в основной массе, будут иметь скоростной порт IEEE 1394.
Цена
Это, пожалуй, самый больной вопрос. Современный цифровой фотоаппарат – удовольствие дорогое (относительно). Особенно профессиональный. Тут, как говорится, копите деньги. Что касается мира любительских цифровых камер, то в наступающем году DL прогнозирует постепенное снижение цен. Но в основном – поставщики будут пытаться продавать по “старым” ценам модели с лучшими характеристиками. Зато частая смена моделей производителями дает потребителю хороший шанс поймать удачную распродажу. Значительно вырастет предложение в сегменте потребительских камер. Здесь сосредоточено большинство самых разнообразных моделей – от цифровых “мыльниц”, стоимостью в 150-200 долл., до вполне солидных, но компактных фотокамер, ценой свыше 1000 долл.
Кстати о “мыльницах”. Цифровая фотоиндустрия активно борется с этим словечком. Например, камера Olympus C-100 представляется публике скорее как цифровой фотоаппарат для начинающих. Она имеет разрешение 1,3 млн пикселей и достаточной светосилы объектив. Цена – 250 долл.
За 395 долл. вы приобретете цифровую камеру Nikon COOLPIX 775. Разрешение здесь уже 2,14 млн пикселей. Есть 3х зум и USB-интерфейс.
Нашлись еще пара сотен долларов? Вот вам, пожалуйста, – Canon PowerShot S30 одна из моих любимых моделей семейства PowerShot. Здесь разрешение матрицы увеличилось еще на один миллион. Камера имеет три степени кадрового разрешения, работает как с картами CompactFlash, так и с дисками IBM Microdrive.
В ценовом диапазоне 700-800 долл. расположены цифровики, анонсируемые как вторые камеры профессионала. Взять, к примеру, Olympus C-40zoom. Камера небольших размеров, 3х зум и ПЗС-матрица с разрешением 4,1 млн пикселей, встроенная программа шумоподавления. Цена – 750 долл.
Очень мне понравилась недавно выпущенная камера Casio QV-4000 – еще один пример коллективного творчества трех солидных фирм. 4-мегапиксельную ПЗС-матрицу изготовила Sony, светосильный зум-объектив – Canon, а саму камеру и электронное управление – Casio. Готовьте 800 условных единиц.
Дизайн
В этом вопросе производители цифровых камер долго оставались консерваторами. Оно и понятно. Не так-то просто сломать устоявшиеся традиции в области цвета и формы. Тем более что за ними часто скрывается практическая целесообразность. Наверное, поэтому наименее революционной в плане дизайна оказалась линейка профессиональных зеркальных аппаратов. А вот компактные любительские камеры удивили! И все из-за того, что цифровой фотоаппарат сегодня не только фотографировать должен уметь, но и стиль поддерживать. Ну, что тут сделаешь?! Ну, не вяжется никак черная, тяжеловесная камера на ремне, похожая по размерам на довоенный маузер, с преуспевающим элегантным юношей. Ему больше подойдет что-нибудь вроде Pentax Optio 430 или Olympus C-40zoom или Nikon 885 (обзор аппарата опубликован в этом номере DL). Думаю 6-7 сотен долларов наш юноша, если надо, найдет.
А для тех, кто хочет фотоаппарат иметь при себе, но так, чтобы это оставалось максимально незаметным, Minolta специально разработала модель DIMAGE X. Разрешение вполне достаточное (2 млн пикселей), ничто никуда не выдвигается (оптическое зуммирование происходит уже в самой камере), носить можно в нагрудном кармане рубашки, да и на камеру не очень-то похоже. Цена – 540. По прогнозам DL в 2002 г. заметно возрастет активность фирм в области дизайна и формы. Модели, подобные DIMAGE X или Canon IXUS V перестанут быть редкостью.
Честно говоря, много писать про дизайн в данной статье не хочется. Вкус – вещь сугубо индивидуальная. А вот о дополнительных “наворотах” вкратце упомяну. Многие цифровые фотоаппараты вовсю уже работают со звуком (так называемый аудиорежим). Можно прокомментировать отснятые кадры, добавить музыкальное сопровождение, снять короткий видеоклип (от 15 секунд до нескольких минут). Правда, разрешение будет заметно меньше, чем при статической съемке, ведь системе придется очень быстро обрабатывать снятые изображения, но для просмотра на экране компьютера или телевизора вполне подойдет. Да и такие вещи, как встроенный сотовый телефон или электронная записная книжка, уже не редкость. В камере Pentax Optio 430 есть даже будильник, высвечивающий на экране нужное изображение в заданное время. Так что цифровая фотокамера сегодня – как хороший костюм. Главное, чтобы вкус был...
И выбор...
Вот, пожалуй, и все. Попробуем подвести некоторые итоги.
Если вы профессиональный фотограф, то наверняка заинтересуетесь камерой, которая фотографирует со скоростью 5-10 кадров в секунду при разрешении в 5-6 мегапикселей, с подключением сменной оптики. Нелишним будет быстрый внешний интерфейс типа IEEE 1394, карта памяти CompactFlash и IBM Microdrive на 300-500 Мбайт. Дизайн и цена будут иметь здесь второстепенное значение.
Для тех, кому важна оперативность работы при хорошем полиграфическом качестве снимков, подойдет более компактный аппарат с разрешением 4-5 млн. пикселей и 3-6х зум-объективом достаточной светосилы. Цифровой зум и видеорежим необязательны. Цена – 800-900 долл.
В линейке любительских фотокамер оптимальным станет аппарат с разрешением 3 мегапикселя, имеющий три-пять степеней разрешения и простейший 3х зум-объектив (28-70 мм или 35-105 мм в пересчете на 35-мм кадровый формат). Цена – в районе 500 долл.
Ну а тем, кто делает первые шаги в области цифрового фото, рекомендуем цифровую камеру, где ПЗС-матрица имеет разрешение 1-2 млн. пикселя, а объектив – фиксированное фокусное расстояние. Не помешает аудиорежим. Ценовой диапазон этой линейки довольно широк – от 100 до 350 долларов, в зависимости от “навороченности”.
Насколько фирмы-производители близки сегодня к удовлетворению этих требований, судить вам. Лично мне кажется – очень даже близки. Как писал Герберт Уэлс, “будущее становится

статистика посещений Besucherzahler ww.myspace.com
рейтинг сайтов 24logru время на сайте

Запрос:

Примеры запросов:
Технологии и продукты Яндекса
партнерские программы
Блог Яндекса